В Женеве состоялось заседание Комитета по ликвидации расовой дискриминации

В ООН в Женеве проходит 109 сессия Комитета по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД).

ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В. БАРИНОВА

В РАМКАХ РАССМОТРЕНИЯ КОМИТЕТОМ ПО ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ 25-ГО И 26-ГО ПЕРИОДИЧЕСКИХ ДОКЛАДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫПОЛНЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Уважаемые члены Комитета, коллеги!

В современном мире проблема недопущения любых форм расовой дискриминации становится все более актуальной. Российская Федерация высоко ценит роль Комитета по противодействию любым формам расовой дискриминации и ответственно подходит к вопросу выполнения своих международных обязательств по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Учитывая важность данной проблематики, Российской Федерацией сформирована делегация, в состав которой вошли представители ключевых министерств и ведомств, осуществляющих реализацию положений Конвенции в пределах своих компетенций. А именно - Федерального агентства по делам национальностей, Министерства спорта, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства труда и социальной защиты, Министерства просвещения, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры.

Положения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации включены в правовую систему Российской Федерации и практику его применения, став таким образом неотъемлемой частью проводимой государством политики в таких областях как борьба с экстремизмом, противодействие языку расовой ненависти, правоохранительная деятельность, судебная защита, образование, восстановление исторической справедливости, борьба с предрассудками и нетерпимостью.

Кроме того, Россия также является автором ежегодно вносимой в рамках Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В этом документе в том числе подчеркивается важная роль и значение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Вашего Комитета.

Уважаемые члены Комитета,

Российская Федерация исторически сложилась как многонациональное государство, объединившее все этнические общности, вошедшие в её состав и создавшее необходимые условия для их дальнейшего этнокультурного развития. Россия обладает уникальным тысячелетним опытом создания политико-правовых условий для развития и мирного сосуществования различных народов.

Это, в частности, отмечалось Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал важность установления прочного межнационального мира и согласия в России и недопущения в какой-либо форме дискриминации по любому основанию.

Одним из основных принципов государственной национальной политики провозглашен принцип предотвращения и искоренения любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлены гарантии равенства «прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии», а также установлен запрет любых форм «ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной (этнической), языковой или религиозной принадлежности».

Данный подход закреплен в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. Ее реализация возложена на созданный Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 168 специализированный орган государственной власти – Федеральное агентство по делам национальностей. К основным функциям Агентства в числе прочих относятся профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Разработана соответствующая государственная программа «Реализация государственной национальной политики», которая предусматривает перечень мероприятий, направленных, в том числе, на обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии, а также соответствующий объем их финансирования. Законодательством установлены полномочия и сфера компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. На уровне субъектов Российской Федерации определены заместители глав регионов, ответственные за состояние межнациональных отношений.

Российское национальное законодательство построено по отраслевому принципу, то есть весь массив нормативно-правовых актов разделен на отдельные отрасли, которые включают в себя совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений характерными для них методами. Антидискриминационные принципы и нормы общего характера, запрещающие дискриминацию лиц по признаку их расовой, этнической, социальной, лингвистической или конфессиональной принадлежности, соотносятся с правами человека в конкретной области - в реализации трудовых прав, в праве на образование, на пользование родным языком, в праве на пользование достижениями культуры и другими. Благодаря такому подходу принцип недискриминации распространяется на все права, признаваемые Конституцией и законодательством Российской Федерации.

Эта нормативно-правовая база постоянно совершенствуется с учетом современных реалий и в строгом соответствии с положениями Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, что позволяет избежать произвольного толкования её норм.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской либо схожих с ней атрибутики или символики; публичные призывы к осуществлению этих деяний; массовое изготовление и распространение материалов такого содержания; организация и подготовка указанных деяний, а также их финансирование и подстрекательство к их осуществлению подпадают под определение экстремистской деятельности и преследуются согласно соответствующим нормам уголовного законодательства.

Ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистского характера (статьи 282-282.3). Более десяти составов преступлений включают мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы в качестве квалифицирующего признака, существенно отягчающего ответственность за их совершение и влекущего повышенные меры уголовной ответственности.

В соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации запрещена деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Постоянный контроль за деятельностью различного рода общественных объединений, в том числе на предмет ведения противоправной деятельности, осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

В рамках организации системного противодействия экстремистским проявлениям, направленным на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни принята Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 344.

Россия проводит последовательную политику, направленную на борьбу с попытками героизации нацизма, пропаганды нацистской идеологии и других идей или теорий превосходства на основе расы, этнического, религиозного или социального происхождения, или пытающихся оправдать либо поощряющих расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме, и последовательно принимает меры по искоренению всякого подстрекательства к такой дискриминации. В частности, законодательно запрещена публикация трудов руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, использование нацистской символики и символики организаций, сотрудничавших с нацистами, как оскорбляющей память о жертвах Великой Отечественной войны. В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма.

Российские власти уделяют серьезное внимание расследованию и привлечению к ответственности виновных в случаях возбуждения ненависти или вражды по расовым, этническим или религиозным мотивам. Сотрудники правоохранительных органов на регулярной основе проходят профессиональную подготовку по вопросам борьбы с расовой дискриминацией и профилированием.

Результаты проверок исполнения законодательства о борьбе с экстремизмом свидетельствуют о том, что работа правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов экстремизма приобрела наступательный характер и стала приносить более ощутимые результаты. В частности, увеличение количества выявленных преступлений экстремистской направленности в субъектах Российской Федерации в значительной степени явилось следствием активной деятельности центров по противодействию экстремизму органов внутренних дел.

Этому во многом способствовали меры общего характера, принимаемые Верховным Судом Российской Федерации по соблюдению основных положений Конвенции.

До сведения судей и работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации постоянно доводится информация о текущей практике Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Верховный суд Российской Федерации размещает на русском языке в электронном виде в ведомственной сети Верховного Суда Российской Федерации решения Комитета, принимаемые по результатам рассмотрения индивидуальных сообщений, а также об общих рекомендациях Комитета. Эта информация доступна для судов общей юрисдикции, включая мировых судей. До сведения судей и работников аппарата Верховного Суда доводится информация, содержащаяся в ежегодных докладах Комитета. Тексты ежегодных докладов на русском языке также размещаются в ведомственной сети Верховного Суда Российской Федерации. Решения Комитета, переведенные на русский язык, также включаются в периодические обзоры практики Верховного Суда Российской Федерации.

В Российской Федерации выстроена система эффективной судебной защиты каждого человека в случае любых актов дискриминационных нарушений его прав. Суды Российской Федерации в своей деятельности последовательно реализуют принцип неукоснительной защиты прав и законных интересов лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, независимо от расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, в том числе используя прямые ссылки на соответствующие статьи Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Все большее распространение получают преступления экстремистского характера, подготовленные или совершенные в сети Интернет.

Российские компетентные органы проводят работу по выявлению и блокировке опубликованной информации, содержащей призывы к осуществлению деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганды идей исключительности либо неполноценности человека по какому-либо из таких признаков. Уполномоченным органом по данному вопросу выступает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая в пределах своей компетенции осуществляет профилактические меры по предупреждению подобной деятельности.

В целях выявления информационных материалов с признаками экстремизма мониторинг СМИ и сети Интернет на постоянной основе проводят органы прокуратуры субъектов Российской Федерации. При выявлении нарушений организуются проверочные мероприятия, по результатам которых принимаются меры прокурорского реагирования.

В соответствии с положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации ФАДН России осуществляет мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, а также раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Данная информация должна способствовать принятию эффективных решений по реализации государственной политики в этой сфере.

Особое внимание уделяется профилактике проявления любых форм дискриминации, расизма и ксенофобии в отношении спортсменов и иных субъектов спорта. В российских спортивных организациях (федерации, лиги, клубы) существуют структурные подразделения, ответственные за взаимодействие с болельщиками и противодействие дискриминации в спорте. Например, в Российском футбольном союзе существует должность инспектора по борьбе с расизмом и дискриминацией в футболе.

Но вынужден констатировать, что сегодня российский спорт сталкивается с беспрецедентной дискриминацией со стороны международных спортивных структур и организаций по этническому принципу. Мы регулярно сталкиваемся с многочисленными случаями исключения общероссийских спортивных организаций из соответствующих международных федераций, отстранения под надуманными предлогами от международных состязаний российских спортсменов, запрета на проведение таких соревнований на территории Российской Федерации.

Российские власти осуществляют меры по борьбе с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, по поощрению взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями, этническими и религиозными группами. В тесном взаимодействии с представителями национальных диаспор, этнокультурных, общественных, молодежных и религиозных организаций созданы и эффективно используются механизмы предупреждения и урегулирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Российская Федерация всячески поощряет в надлежащих случаях объединяющие многонациональные организации и движения, равно как и другие мероприятия, направленные на уничтожение расовых и межнациональных барьеров. Подобные мероприятия реализуются по линии различных министерств и ведомств. Государство оказывает финансовую поддержку деятельности национально-культурных автономий и национально-культурных центров. Так, например, организуются концерты фольклорной и этнической музыки, мастер-классы народного творчества, мероприятия исследовательского и диалогового формата, проекты по сохранению и развитию традиционной культуры народов России.

Российская Федерация на постоянной основе принимает соответствующие меры в сфере преподавания, воспитания, культуры и информации, в том числе на региональном уровне. Во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в учебную программу начальной и средней школы включены специальные учебные курсы, направленные на формирование у подрастающих поколений культуры взаимного уважения и патриотического мировоззрения, пропаганду традиционных культурных, религиозных и моральных ценностей, а также ознакомление с культурными и религиозными традициями народов России, проводятся уроки памяти Холокоста.

Уделяется большое внимание профилактике распространения радикализма в молодежной среде. В этих целях российские власти укрепляют взаимодействие с образовательными организациями высшего образования, волонтерскими и общественными организациями, ведущими такую работу с молодежью. Деятельность образовательных организаций высшего образования по проведению культурно-просветительских и воспитательных мероприятий координирует Министерство образования и науки Российской Федерации. В вузах создаются центры гармонизации межэтнических и межнациональных отношений, клубы межнациональной дружбы, школы толерантности молодежи. Реализуются программы адаптации иностранных студентов.

В Российской Федерации проживает свыше 190 народов и этнических групп, которые в соответствии с Конституцией и законодательством имеют равные права на сохранение и развитие своих языка, культуры и традиций. Вместе с тем государство оказывает дополнительные меры поддержки коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего востока (к таковым относятся народы, насчитывающие менее 50 тыс. человек, далее - коренные народы Севера), а также иным этническим меньшинствам.

Учитывая уязвимость традиционного образа жизни и среды обитания, малую численность каждого из коренных малочисленных народов, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством предусмотрен1 значительный перечень преференций и льгот коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, касающихся пользования природными ресурсами и землями, и меры социальной поддержки. Кроме того, В 28 субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНС), принято более 450 региональных нормативных правовых актов, направленных на социальное и экономическое развитие представителей КМНС.

В трехлетний период с 2020 по 2023 год, уже после представления «Объединенных двадцать пятого и двадцать шестого периодических докладов Российской Федерации», на федеральном уровне в сфере защиты прав и законных интересов представителей КМНС принято 13 нормативных правовых актов. Такая законотворческая работа, направленная на усиление защищенности прав коренных малочисленных народов, продолжается в настоящее время.

Россия уделяет серьезное внимание улучшению положения цыган, их интеграции в жизнь современного общества.

Президент Федеральной национально-культурной автономии цыган (ФНКА) Н.Г.Деметер входит в состав Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и в Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при ФАДН России. Совместно с ФНКА цыган был разработан и Правительством Российской Федерации утвержден Комплексный план мероприятий по социально- экономическому и этнокультурному развитию цыган.

Организован ежеквартальный мониторинг положения цыган в субъектах Российской Федерации и выполнения Методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по работе с цыганским населением. Подавляющее число цыган ведет оседлый образ жизни, интегрированы в экономическую, социальную и культурную сферу жизни общества. Они работают в различных областях сельского хозяйства, производства, обслуживания, учреждениях образования и культуры.

Вместе с тем цыгане, ведущие кочевой образ, нуждаются в мерах поддержки, в первую очередь в части получения детьми образования.

В частности, для адаптации цыганских детей и освоения учебной программы на уровне их сверстников в случае необходимости создаются специальные подготовительные классы, после которых дети вливаются в обычные классы без психологических и иных проблем.

Уважаемые члены Комитета, к сожалению, ряд вопросов, включённых в так называемый «Перечень тем для обсуждения» на сегодняшнем заседании, в настоящее время не может быть рассмотрен Комитетом. Эти вопросы являются непосредственным предметом разбирательства в Международном Суде ООН, в рамках иска Украины против России по МКЛРД.

Речь идёт, в частности, о следующих пунктах Перечня: пункт 3 (где говорится о так называемой «косвенной дискриминации»), пункт 8 («непропорциональное вмешательство» в ходе применения Федерального закона о противодействии экстремизма), пункт 9 («структурная дискриминация»), пункт 12 («отмена мер в отношении крымских татар и украинских жителей Автономной Республики Крым и города Севастополь»), пункт 16 («меры по обеспечению преподавания истории таким образом, чтобы предотвратить доминантный исторический нарратив и этническую иерархизацию») и другие в той мере, в которой они затрагивают применение Конвенции на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

В своём решении о юрисдикции по данному делу Международный Суд не посчитал необходимым урегулирование спора на площадке Комитета КЛРД и принял дело в своё производство. В этой связи, вплоть до завершения судебного разбирательства и вынесения Судом окончательного решения, рассмотрение данных вопросов в Комитете является преждевременным.

Это соответствует правилам, действующим для всех договорных органов ООН в сфере прав человека, включая Комитет КЛРД. Согласно этим правилам, если вопрос рассматривается в юрисдикции другого международного органа, например, такого как Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейский суд по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов или Африканский суд по правам человека и народов, то Комитет не может рассматривать жалобы по тому же вопросу.

Реальная практика Комитета подтверждает это правило. Например, когда те или иные вопросы находились на рассмотрении ЕСПЧ, Комитет их не рассматривал в рамках своей процедуры.

Вышеупомянутые пункты перечня также не могут быть предметом обсуждения в Комитете, поскольку не имеют под собой надлежащего основания. Они выходят далеко за рамки даже пункта 20 Заключительных замечаний Комитета по итогам рассмотрения объединенных двадцать третьего и двадцать четвертого периодических докладов России о выполнении МКЛРД. Сам пункт 20 также не имел надлежащих оснований, поскольку содержащиеся в нём темы не обсуждались в ходе диалога российской делегации с экспертами Комитета 3 и 4 августа 2017 года. Подобные вопросы даже не были поставлены тогда Российской Федерации. В этой связи Российской Федерацией было заявлено, что включение в текст Заключительных замечаний вопросов, которые не затрагивались ни в периодическом докладе государства - участника Конвенции, ни в списке вопросов, предваряющих рассмотрение доклада, ни в ходе диалога членов Комитета с российской делегацией не соответствует положениям Конвенции, а также Методам работы Комитета.

Российская Федерация, опираясь на свой исторический опыт, Конституцию, нормативно-правовые акты, принципы государственной национальной политики, исходя из целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Декларации Организации Объединенный Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации и настоящей Конвенции, последовательно осуществляет политику поддержания прочного межнационального мира и согласия и недопущения любых форм дискриминации и будет проводить эту линию в дальнейшем.

Уважаемые члены Комитета!

Завершая свое выступление, хочу сказать, что российское национальное законодательство и правоприменительная практика в области противодействия дискриминации имеют много различных аспектов, все из которых я не могу охватить за столь короткое время. Поэтому в рамках заседаний сегодня и завтра я и мои коллеги будем рады предоставить более подробную информацию по тем вопросам, которые заинтересуют экспертов Комитета.

Благодарю за внимание!