Ульчи


Население Хабаровского края, компактно проживают в Ульчском районе. Орочи, удэгейцы Татарского пролива называли ульчей мангуны (от Мангу — Амур). Основное современное самоназвание ульчи, ульча, крайне редко — мангуны. Численность в Российской Федерации — 2913 чел., в Хабаровском крае — 2,7 тыс.

Формирование народа

Как и у других народов Нижнего Амура, в составе ульчей имеются роды разного происхождения (нивхского, нанайского, орочского, айнского). Происхождение ульчей связано с происхождением их соседей в бассейне Нижнего Амура. Неолитические стоянки рыбаков и охотников размещались во многих местах современного расселения амурских народов. На протяжении нескольких тысячелетий здесь появлялись небольшие группы различной этнической принадлежности: племена мохэ, тюркские, монгольские, айнские. Ульчи как этнос сформировались в процессе длительных и тесных контактов с нанайцами, нивхами, маньчжурами, негидальцами, эвенками. В 2000 г. постановлением Правительства РФ наделены статусом коренного малочисленного народа.

Религия

Большинство верующих ульчей — православные христиане (с XIX в). Сохраняются также элементы традиционных верований и обрядов: «воспитание» шаманом детской души, которую он будто бы на несколько лет забирал у ребенка; вера в духов-хозяев природных явлений и объектов и т.п.

Занятия

Традиционные занятия — рыболовство, охота. Особое значение имел осенний промысел лососевых рыб (кеты). Во время летнего и осеннего хода рыбы ульчи выезжали к местам промыслов и работали без отдыха. Добытую рыбу сушили, вялили, позже стали солить. Рыба была основным продуктом питания людей, сушеными хребтами кормили собак. Подсобное значение имел промысел морского зверя в Татарском проливе. Там же собирали и морскую капусту, которая была одним из любимых лакомств. Ее варили с сушеной рыбой и черемшой.

Из ремесел было развито изготовление и орнаментирование берестяных изделий. Прежде чем нанести на бересту узоры, ее очищали и несколько раз кипятили в воде, примешивая золу. Орнамент наносился тиснением (тупой стороной кончика железного ножа, шилом или ногтем большого пальца правой руки), резьбой (специальным ножом), аппликацией. В орнаментах присутствуют геометрические мотивы: точки, кресты, небольшие кружки; узоры в виде различных завитков и спиралей. Введенные в орнамент фигуры птиц, рыб, пресмыкающихся и фантастических драконов отличаются разнообразной трактовкой: части их тел превращены в завитки, змеи и драконы изображены в движении, тела их «скручены» в спирали, на теле отмечена чешуя. Однако у многих фигур еще чувствуется зооморфная основа, а на старинных вещах встречаются и реалистически трактованные образы животных. Особенно ярко эти образы представлены на ульчских подстилках для кукол. Берестяной ажур их, наклеенный на лоскутки из цветных тканей, состоит из симметрично расположенных фигур рыб, птиц, бабочек, ящериц, змей, оленей, окруженных завитками.

Язык

Говорят на ульчском языке, относящемся к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской семьи языков.

Жилище

Дом ульчей был деревянным, однокамерным, большим (на две-четыре семьи). Отапливали его двумя-тремя очагами. Посреди помещения тянулся помост, на котором зимой кормили собак. У стен устраивались нары. Каждая живущая в доме семья занимала нары у одной из стен. Под потолком крепились балки с крюками, на которых развешивались связки юколы, разный домашний скарб и т.п. Крышу крыли травой.

Общество

Большинство ульчей жили малыми моногамными семьями. Полигамные семьи встречались редко. Семьи одного рода жили часто далеко друг от друга. Соседние семьи, независимо от родства, объединялись в своеобразные соседские союзы по 4–8 семей. Функции рода, практически, ограничивались регулированием брачных отношений.