Федеральное агентство
по делам национальностей

Черкесы


Самоназвание — адыгэ. Численность в России 73,1 тыс. чел. Живут также в странах Ближнего Востока, где под названием «черкесы» объединяются все адыги, абхазы, а иногда и другие народы Северного Кавказа, переселявшиеся с конца XIX в.

Этноним

Название черкесы, по одной из версий, восходит к греческому керкет, как называли античные авторы одно из племен, живших в районе современных городов Новороссийска и Геленджика. Сегодня этноним черкесы, распространенный в прошлом на все этногруппы адыгов (более 12), обозначает адыгов, живущих в Карачаево-Черкесии.

Общество

Черкесы были объединены в независимые сельские общины лъэпкъ, члены которых были связаны круговой порукой, пользовались общими угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы, обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Брак строго экзогамный, брачные запреты распространяются на всех родственников по обеим линиям, а также на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали аталычество, фиктивное родство.

Занятия

Основное занятие — отгонное скотоводство. Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы. Традиционное ремесло: выделка сукна, изготовление одежды: бурок и т.д. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело, обработка дерева.

Расселение

Абсолютное большинство черкесов (49,6 тыс. чел.) проживают в Карачаево-Черкесии (Хабезский район — 26 тыс., г. Черкесск — 15 тыс., Адыге-Хабльский район — 5,3 тыс., г. Карачаевск — 0,8 тыс.). Также живут в Краснодарском (4,4 тыс., в том числе в Успенском районе — 2,6 тыс., г. Армавире — 0,8 тыс.) и Ставропольском (2 тыс., в том числе в Ставрополе — 0,7 тыс., Кочубеевском районе — 0,4 тыс.) краях.

Фольклор

В фольклоре центральное место занимают сказания на общие для всех адыгейских народов сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуако). В конце XVIII в. у русских была заимствована гармоника, на ней играют главным образом женщины, на остальных инструментах — мужчины.

Жилище

Жилище имело обмазанные глиной плетеные стены на столбовом каркасе, крышу, крытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу супружеских пар в семье), примыкающих в ряд друг к другу, дверь каждой комнаты выходила во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Религия

В древности черкесы поклонялись многим божествам — богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства — Мериссе, крупного рогатого скота — Ахину, коз и овец — Ямшу, верховой езды, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов — Тлепшу. В XIV–XV вв. черкесы были христианами. Христианство пришло к ним из Византии и Грузии в X–XII вв. В XIV в. на Северный Кавказ стал проникать ислам. Окончательно исламизированы черкесы к XVIII в., но следы христианства сохранялись в Черкесии вплоть до XX в. В настоящее время большая часть черкесов — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Кухня

Летом питаются преимущественно молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоеный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зеленым с солью и сливками). Из просяной и кукурузной муки с медом к свадьбе и по большим праздникам готовят махсыма (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву, пекут пирожки.

Язык

Черкесы говорят на черкесском диалекте кабардино-черкесского языка (общего с кабардинцами) абхазско-адыгской ветви северокавказской семьи. Письменность до 1924 г. года на основе арабского алфавита и кириллицы, в 1924– 1936 гг. на основе латиницы, с 1936 г. вновь на основе кириллицы. Некоторые лингвисты считают кабардино-черкесский (наравне с адыгейским) диалектом адыгского — общего языка адыгейцев, черкесов и кабардинцев.